Олеся Грибок: «Сейчас я задумываюсь о том, сколько нужно написать книг, чтобы стать автором бестселлера»
Актриса, продюсер, менеджер актеров Олеся Грибок о карьерном пути, экспериментах в контенте и своей книге, изменившей подход к образованию и профессии киноактера.
Как начиналась ваша карьера? Как выбирали сферу деятельности, профессию?
Удивительно, что проекты меня находили на стыке творчества и организации бизнеса. По образованию я — режиссер мероприятий, работала продюсером на ТВ до актерской карьеры. В статусе продюсера меня утвердили на одну из главных ролей в сериале «Выше неба». Я до сих пор испытываю мурашки на коже от ощущения, что на тот момент никто не мог сыграть эту роль, кроме меня. Я, как пятый элемент, встала на свою точку в этом проекте и невероятно благодарна за то, что именно это событие привело меня в индустрию кино. И, пожалуй, только через десять лет в актерской профессии я призналась себе, что люблю индустрию кино, поскольку я пришла в нее с продюсерского кресла и всегда смотрела на нее через призму продюсера. Я поняла, как сильно проросла корнями в эту индустрию и, надеюсь, это навсегда. Любить кино в любом случае можно всю жизнь.
Что больше всего любите и цените в своей работе сейчас?
Сейчас я больше всего люблю сидеть в кинотеатре и смотреть фильм, либо открыть свеженький сериал на онлайн-платформе и видеть знакомые лица актеров, которые учились в моей школе «Менеджмент киноактера». Я люблю приходить на премьеры и встречать каждого второго знакомого мне человека, который говорит, как сильно я повлияла на его карьеру и это уже не только актеры, но и молодые режиссеры, сценаристы и продюсеры, у которых я преподавала курс в школе «Индустрия». Это невероятные ощущения: видеть и слышать, что ты изменила ход индустрии кино и подход к образованию.
Какой ваш любимый проект за последний год?
Седьмого июля исполнится ровно год, как я выложила первый сумасшедший Reels «Киногерои». Могу сказать, что на все времена это будет один из моих любимейших проектов, потому что я считаю, что мы создали контент совершенно другого уровня. Сейчас на него ориентируются не только актеры и блогеры, но и многие продюсеры, которые понимают, как круто, сочно, емко и с глубочайшим пониманием кино создавать короткие видео. Безусловно важно отметить выход книги «Продвижение киноактера» совместно с издательством АСТ. Я безумно рада, что эта книга достигнет самых далеких уголков России. Каждая девочка, каждый мальчик и каждый родитель, которые мечтают быть причастными к индустрии кино, смогут узнать о том, как это сделать, потому что есть вещи, которые должны быть доступны. Я счастлива, что книга наконец-то выходит.
Бывали ли творческие кризисы? Как вы с ними справляетесь?
Я могу отметить два серьезных кризиса, эмоциональных потрясения за всю свою карьеру в кино. Буквально полгода назад мне стоило огромных душевных сил и две недели времени, чтобы позволить себе произнести: «Я устала». На тот момент я сняла 111 персонажей в своих Reels. Мне было сложно принять, что психика может ощутить эту нагрузку. В конце концов это случилось после того, как у меня вышел Reels, где в одном ролике было шесть персонажей за минуту. Поскольку по большей части я придумываю сценарии, разрабатываю костюмы, тексты и работаю в кадре, то некому сказать, что я выгляжу уставшей или что я заработалась, пора отдохнуть. Как бы мы ни хотели быть бесконечно продуктивными в творчестве, есть психика, которая пронизывает все наше тело. Я бы очень хотела, чтобы творческие ребята понимали, что нужно иметь твердое расписание своего отдыха. Второй кризис был три года назад после того, как я снялась в главной роли в 24-серийном проекте «Незакрытая Мишень». Я играла биатлонистку и полгода для этого занималась биатлоном. Мне кажется, я стала каким-то другим человеком на этот период времени. Я приехала после съемок, и мне, к сожалению, никто не сказал, что нужно взять перерыв на месяца три для того, чтобы выгрузить из себя эту героиню, наполниться чем-то новым.
Сейчас для меня очень важно, что я тот человек для огромного количества актеров, который рассказывает, что с тобой происходит на самом деле. Чтобы справляться с кризисом, я провожу эксперименты. Например, как-то раз я посмотрела за два дня десять триллеров. Это способ поиска важного смысла, когда ты загружаешь себя по самую крышечку, и из тебя начинает литься что-то потрясающее и действительно стоящее. Мне важно допускать мысль, что я могу позволить себе больше ничего не снимать. Я не обязана. Сейчас хочу сказать, что чувствую себя великолепно с пониманием того, сколько у меня сил и сколько я хочу снимать с огромным уважением к своим зрителям, которые с нетерпением ждут новых видео.
Думали ли вы о какой-то другой профессии? Если да, то, что могло бы быть вам близко?
Сейчас я задумываюсь о том, сколько нужно написать книг, чтобы стать автором бестселлера, провожу небольшие исследования. Недавно я выгрузила на рабочий стол в кабинете свою библиотеку, посмотрела все объемы изданий, которые у меня есть. Поскольку я планирую выпускать еще одну книгу, очень надеюсь, это получится сделать в этом году, то статус автора книги мне очень любопытен. Но сейчас я стала амбассадором Rutube, и у нас с ними тоже объемный план на ближайший год. Мы уже провели три прямые трансляции: с Московского Международного Кинофестиваля, с Красной дорожки премии МУЗ-ТВ и со Дня России. Многие мне написали после них, что я точно на своем месте. Пожалуй, ловлю ощущение, как и после утверждения в сериал с кресла продюсера я словно пятый элемент, встала на то место, которое сейчас необходимо в российском кино, на место человека, который будет своим великолепным шоу привлекать внимание зрителя к российскому контенту.
Как и почему решились написать книгу? Какие отзывы о ней получаете?
Книгу я начала писать десять лет назад, когда поняла, что актерам остро не хватает информации о том, что происходит на обратной стороне в киноиндустрии, поскольку я была продюсером, видела, как все эти процессы взаимосвязаны, влияют друг на друга. В то же время складывается ощущение, что актеры делают все, чтобы не сниматься в кино. Я вдохновилась показать им самый короткий путь, скажем так. А решение писать книгу пришло после того, как я съездила в Америку на съемки полного метра, зашла в Лос-Анджелесе в книжный магазин и поняла, что есть пример индустрии, которую я бы хотела воплотить на русскоязычном рынке кино и сейчас продолжаю это делать. Я начала вести сначала мастер-классы по менеджменту киноактера, потом поняла, что меня одной не хватит и пора писать книгу. И поскольку актеры, в основном читающие ребята, то книга — это был самый, пожалуй, органичный для них способ рассказать о кино.
У вас очень живой классный и профессиональный блог, цепляющие ролики, как нашли свой формат? Долго ли искали? Как помогает блог в карьере?
К такому формату роликов я пришла исключительно через работу с актерами. Мы готовили курс для актеров по созданию монологов. Мы сначала писали тексты, а потом снимали потрясающие красивые монологи, чтобы режиссеры, продюсеры, кастинг-директора видели актеров. Сначала я просто рассказывала в рилс, что делать, а потом начала показывать, и это сработало. Сегодня самый важный для тебя продюсер, режиссер, другой творческий человек доступен в телефоне. Стоить говорить о смыслах, о ценностях, которые тебе важны. Сейчас у меня есть выбор, и я могу постучаться в любой проект, везде будут рады меня видеть, и мне стало сложно выбирать.
Как вы поддерживаете баланс между работой и личной жизнью?
Поскольку я работаю вместе со своим любимым мужем, он снимает все наши видео, на нем креативная часть, которая касается картинки, света, звука и видео, то мы 24 на 7 вместе. Когда уезжаем, например, в горы, я говорю: «Наконец-то мы можем побыть вместе». Я стараюсь отключаться от всех рабочих процессов после восьми вечера. У меня обязательно есть выходные. Мы любим гулять по городу часами, болтать друг с другом, наслаждаться погодой, какая бы она ни была. Мы живем на прекрасном бульваре, где всегда очень много собак. Сейчас мы строим дом, и я повторяю ежесекундно, что очень хочу собаку. Это самая популярная фраза в мой выходной день.
Как любите проводить свободное время? Часто ли бываете в кино?
Я бываю в кино чаще всего все-таки из экспертного интереса, но недавно я была на фильме «Майор Гром» и превратилась в ребенка. Я влюблена в этот проект, в эту вселенную. Гигантский респект Олегу Трофиму и всей команде. Создатели мечтали и получилась потрясающая, успешная вселенная, которая влюбляет в себя девчонок, пускай в российском кино появляется больше секс-символов. Единственное, что сейчас я бы хотела, чтобы мой блог тоже повлиял на то, как много зрителей будут платить рублем за российские полные метры, чтобы их стало больше.И можно было пойти в воскресенье и за целый день посмотреть пять фильмов подряд.
Как актеру выбрать классный проект для себя? На что опираться?
Это зависит от этапа в актерской карьере: в начале пути, либо ты уже начал сниматься и должен начать выбирать роли. Актеры могут пойти по пути выбора отдельных проектов, делая сразу ставку на главную роль и какое-то количество времени к ней идти, а есть актеры, которые готовы сниматься во всем подряд, не отказываясь вовсе ни от чего, и за счет этого получать большое количество контактов. Например, я знаю много лет актера Владимира Бутенко, он сейчас играет главные роли. Я знаю его уже десять лет, и он как раз невероятно трудолюбивый и обожающий работать в кадре. Он пришел к своим главным ролям через объем работ. В то же время есть актриса Рина Ващенко. Она играет сейчас одну из ведущих ролей в новом сериале «Трудная» Оксаны Барковской. Вот она актриса, которая целенаправленно не снималась в небольших ролях, она ждала свою главную роль. Хотела сказать актерам с огромной любовью, огромным уважением к их невероятному душевному труду, что каждый в любой точке своей карьеры имеет право отказываться от ролей, если они не видят себя в них. Да, при этом с точки зрения бизнеса возможности есть и в небольших ролях, в эпизодах, потому что это знакомство с режиссером, с командой, с продюсерами, с каналом, что сейчас в нашем кино очень важно. То есть компания может начать утверждать на главные роли только после того, как ты внутри этой кинокомпании сыграл эпизод, потом роль второго плана, только потом главную роль. В то же время ты можешь не увидеть возможности в главной роли, потому что она тебе не приносит душевного роста. Если говорить о том, на что опираться при выборе проекта, то я могу сказать, что у меня есть линза проектов, через которую я смотрю на проекты. В этой линзе есть минимум десять пунктов, которые для меня важны, из них три первых — самые важные и еще семерочка. Я советую актерам создавать такие линзы проектов, в которые могут ходить разные категории, например, партнеры определенного уровня, сценарии, герои, которых ты играешь. Это очень сильно помогает абсолютно честно разговаривать с собой, без чувства вины отказываться от проектов и с вдохновением смотреть в будущее.
Как вы представляете себе идеальную роль для себя? Что ищете в новых проектах перед тем, как принять участие?
Если мы говорим о кино, а сейчас я рассматриваю предложения только через единственную призму — эту роль должны хотеть мои зрители. Если мои зрители пишут в комментариях и хотят видеть меня в такой роли, я приму приглашение, потому что я бы хотела радовать свою аудиторию. Пока что мне удается это делать через Reels. Зрители продолжают настаивать, что они хотят видеть меня в кино, но, пожалуй, это должна быть роль, в которой они узнают моих самых популярных и любимых героинь из Reels. Я обязательно сделаю им какой-нибудь подарок, и они увидят меня на экране.
От какой бы роли точно отказались?
От той роли, которую необязательно должна играть я. Пускай это сделает талантливая, классная, харизматичная другая актриса. А меня ждут проекты, которые не может воплотить никто, кроме меня.
Есть ли у вас какие-то ритуалы, которые вы выполняете перед съемками, кастингами?
Всегда перед пробами я съедаю конфетку и пью воду. Перед пробами в «Ивановы-Ивановы» я съела конфетку за десять минут до начала и брала с собой бутылку воды. Я точно знаю, как работает мой организм, поэтому конфетка и бутылка воды дают ему все, что нужно, помимо профессионализма.
С кем бы хотели в будущем поработать в кадре, кем восхищаетесь из российских коллег? Есть ли роль, которую мечтаете сыграть?
В будущем я бы хотела скорее пообщаться с некоторыми коллегами, поскольку я планирую писать следующую книгу для актеров, артистов, творческих и креативных людей. Я очень надеюсь, что у меня будет на это время в конце года. Я хочу наполнить книгу смыслами, ценностями, передать нынешнему поколению актеров уверенность в том, что творчество будет обеспечивать их и реализацией, и достойной оплатой, и креативной работы.
Какие планы на этот год в профессиональном плане? В каких проектах мы вас скоро увидим?
На ближайшее время план: сделать так, чтобы книга «Продвижение киноактера» достигла абсолютно каждого человека, который чувствует внутри желание проявляться как актер и артист. Ведь препятствия, которые раньше были на пути к экрану просто растворились в современности и в прогрессивности российского кино. Множество креативных, классных и действительно прорывных проектов чаще ищут свободных, талантливых, открытых актеров, у которых нет границ в голове, которые нам устанавливают люди, закрытые от прогресса. Конечно, продолжу снимать Reels, ждите новые серии.
Во второй половине года я планирую начать писать вторую книгу. И очень рада, что сейчас у меня есть объем работы, который дает мне уверенность в том, что после завершения проекта, который сейчас в разработке, я начну писать следующую книгу.