Актер Денис Степанов в своем интервью рассказал о театре, хобби и многом другом.
Денис, как вы пришли в актерскую профессию?
Все началось с детской мечты. В 6-7 лет я восхищался Ларисой Долиной, однажды увидел ее фото в журнале и подумал: «Если стану певцом, смогу так же наслаждаться жизнью». Рассказал маме, а она пошутила: «Тебе бы еще в актеры податься». С этого момента идея стала крепнуть.
В 10-11 классах я учился в театральной школе №123, потом поступил в ГИТИС на режиссерско-актерский факультет. Однако понял, что мне ближе классическая актерская школа, и перепоступил в Театральный институт имени Бориса Щукина. После выпуска попал в театр «Ленком», где служу уже пять лет. Со временем осознал, что ждать ролей бессмысленно — нужно самому создавать возможности.
Как прошло поступление в театральный?
Я очень боялся — ходили слухи, что там ломают психику, но сам процесс поступления оказался для меня азартным. Мне пришлось поступать дважды, и оба раза это была авантюра.
Перед экзаменами я наткнулся на статью, что Евгений Каменькович ценит «сумасшедших» студентов. Решил выделиться: на первом туре порвал одежду, на втором облился водкой. Это сработало, но после первого курса я понял, что режиссерско-актерский факультет — не мое, и заново поступил в «Щуку».
За последние два года осознал: театр — это прекрасно, но профессиональное развитие зависит только от меня. Я перестал ждать, что кто-то даст мне роли, и начал создавать собственные проекты.
Расскажите о своем персонаже в сериале «Ландыши. Такая нежная любовь»?
Я сыграл Кирилла — слабохарактерного мажора, зависимого от отца. Сначала он казался мне чужим, но потом я нашел в нем что-то близкое. Его главная особенность — кудри. После выхода сериала мне писали десятки людей: «Как ты делаешь такой объем?», «Это парик?» — оказалось, зрители запомнили в первую очередь именно это.
Как вы готовились к роли? Были ли на съемках неожиданные моменты?
Когда получил сценарий, испугался — это была роль на сопротивление, персонаж сильно отличался от меня. Я репетировал с родными, экспериментировал, но запутался и обратился к коучу. Вместе мы глубже проработали характер Кирилла.
Самое сложное — его неизменность. Он решает вопросы только через деньги, и на протяжении всего сериала почти не меняется. Мне нужно было сделать его объемным, чтобы зритель видел хоть какие-то оттенки характера.
Что касается неожиданных моментов, однажды один из актеров начал паниковать, и съемка могла сорваться. В этот момент меня поразил режиссер Александр Кропиловский. Он спокойно сказал: «Я вас понимаю, можем сделать по-другому», не дав конфликту разгореться. Это был ценный урок: даже в стрессовых ситуациях важно сохранять спокойствие и доброжелательность.
Как оцениваете жанровый микс сериала?
Главную роль играет музыка — она задает темп, делает серии легкими и динамичными. Важно, что внутренний ритм актеров совпадает с ритмом музыки. Это создает эффект синхронности, который редко встречается в сериалах.

Что было самым сложным на съемках?
Первый съемочный день — мы сразу снимали финал сериала, сцену, где мой герой остается один. Это был мой первый крупный проект, и я сильно переживал. Но, думаю, справился.
Еще одной сложностью было совмещение съемок с театром. Это всегда стресс: нужно подстраиваться под два разных графика.
В марте у вас премьера спектакля «86-е МАРТОБРЯ». Как появилась идея?
Четыре года в театре я ждал ролей, но понял, что так можно просидеть всю жизнь. Осознал: если хочу играть, нужно самому что-то делать. Я решил поставить спектакль и выбрал «Записки сумасшедшего» Гоголя — сильное произведение с множеством смыслов.
Долго искал режиссера и встретил Оксану Погребняк. Она сразу загорелась идеей, и я понял, что нашел того, кто сможет вдохнуть в проект жизнь.
Роль Аксентия Ивановича Поприщина — сложный и многогранный образ. Как вы работали над ролью?
Мы репетировали девять месяцев, и мне кажется, это многое говорит о сложности роли. За это время можно родить ребенка, а я все рожал и рожал Поприщина. В его образе много фарсовых моментов, которые могут показаться нелогичными, но для актера важно, чтобы у персонажа была четкая внутренняя логика.
Мы с Оксаной Погребняк работали через этюды. Каждый день разыгрывали сцены, пробовали разные решения, искали, где персонаж оживает. Поначалу, когда удачный момент пытались повторить, он терял живость. Тогда мы разбирали, почему это сработало в первый раз, и через поиски находили новый, еще более глубокий уровень игры. Это был долгий, но очень ценный процесс.
Что вас особенно зацепило в этой истории?
Тема одиночества. Поприщин окружен людьми, но остается одиноким. Он хочет любви, но не может ее получить. Есть фраза: «Каждый человек одинок, а близкие лишь охраняют его одиночество». Это мощная мысль.
Одиночество Поприщина приводит его к безумию, но вместе с этим дает ему ощущение полета. Он уходит в мир фантазий, в котором становится королем Испании. Это трагично, но в то же время невероятно поэтично.
Для меня эта история — о человеческой боли, о попытках найти себя в мире, где тебя никто не понимает. И это очень откликается.
Спектакль «86-е МАРТОБРЯ» уже получил признание, став победителем конкурса «Перспектива». Как вы воспринимаете этот успех?
Очень рад, но для меня это не главное. Даже если бы награды не было, спектакль все равно бы жил. Это приятное подтверждение, что мы двигаемся в правильном направлении, но мы не делали его ради призов.
Когда ты создаешь что-то свое, важно не ждать признания, а просто делать, потому что не можешь иначе. Мы с Оксаной создавали этот спектакль как честный творческий акт, и я благодарен, что он нашел отклик.
Какие роли в театре «Ленком» стали для вас особенно важными?
Керубино в «Женитьбе Фигаро» Марка Захарова. Обычно это романтичный юноша, но у Захарова он получился гипертрофированным: безумный, сексуально озабоченный персонаж, который теряет голову при виде женщины. Это дало огромный простор для игры и импровизации.
Еще была забавная история. Однажды после спектакля ко мне подошел зритель и сказал: «Денис, это было гениально!» Я обрадовался и спросил: «А какую роль вы имеете в виду?» Он ответил: «Вы ведь играете слугу Василия!» А у меня там всего одна реплика: «Слушаюсь». Это был сюрприз — человек настолько впечатлился эпизодической ролью, что подумал, будто это центральный персонаж.
Какие роли или проекты вы мечтаете воплотить в будущем?
Мне интересен Достоевский. Хотел бы сыграть князя Мышкина — эта роль очень близка моему восприятию жизни. Или Раскольникова, потому что в нем огромная внутренняя борьба.
Еще привлекает театр абсурда, например, «Лысая певица» Ионеско. Это сложный жанр, но в нем можно найти удивительные смыслы.
Сейчас я думаю о новом спектакле. Хочется уйти от темы безумия, попробовать что-то совсем другое. Например, меня интересует тюремная тематика. Рассматриваю «Один день Ивана Денисовича».
Также есть идея сделать вербатим — спектакль на основе реальных историй. Мне хочется поговорить со спелеологами, людьми, которые лезут в пещеры, где вокруг только темнота и свет фонаря. Что их туда тянет? Одиночество? Страх? В этом есть что-то очень глубокое. Я хочу исследовать это через театр.

Как вы отдыхаете от работы? Есть любимые хобби?
Да, но времени на них катастрофически не хватает!
Я два года учу английский, и для меня это медитация. Еще занимаюсь плаванием, хотя терпеть не могу мочить волосы. Это детская фобия, но я решил с ней бороться, и с помощью тренера уже продвинулся.
Еще я учусь рисовать. Пока это примитивно, но сам процесс невероятно радует. Это один из немногих моментов, когда я полностью отключаю телефон и ухожу в процесс.
Ну и кино. Люблю длинные, сложные фильмы, которые требуют погружения. Иногда смотрю что-то настолько медитативное, что засыпаю, но потом пересматриваю и нахожу что-то новое.
Вам нравится узнавать себя в персонажах или, наоборот, от них отдаляться?
Зависит от роли. Иногда мне нравится находить себя, а иногда интересно уйти в совершенно другую природу.
Но в любом персонаже есть часть меня. И это самое увлекательное — исследовать себя через роли. Они подсвечивают мои сильные и слабые стороны, заставляют взглянуть на себя иначе. Главное — не заиграться. Не потерять себя. Роль — это инструмент познания, но важно помнить, кто ты есть в реальной жизни.
Какой главный совет вы бы дали начинающим актерам?
Первое — не теряйте индивидуальность. Театральные институты часто подгоняют под стандарт, но ваша сила — в вашей уникальности.
Второе — не считайте актерство единственным смыслом жизни. Чем шире ваш кругозор, тем глубже будут ваши роли.
И третье — создавайте сами. Не ждите, что вам дадут шанс. Берите и делайте. Когда мы делали «86-е МАРТОБРЯ», у нас не было бюджета. Мы искали реквизит на «Авито», ковры — на помойке. Но это не важно. Главное на сцене — человек, а не декорации. Если у вас есть что сказать — говорите. Искусство можно делать в подвале, на улице, в любом месте. Главное — желание. И если оно есть, вас ничего не остановит.